Евровагонка и деревянная вагонка – размеры, цены, виды, фото

Вагонка представляет собой отделочный материал, который получил свое название от деревянной обшивки товарных вагонов. Но современная вагонка существенно отличается в лучшую сторону. Это очень красивое и прочное покрытие, которое используется во многих сферах. Доски применяются для отделки фасадов домов, для внутренней отделки комнат, балконов, террас и даже саун и бань. Но материал, который сегодня используется для проведения отделочных работ, классифицируется на несколько видов. Производятся они по разным технологиям, из древесины отличных друг от друга пород. Это может быть обычная вагонка и евровагонка.

Толщина евровагонки немного отличается, внешний вид и пазовые соединения различные. При выборе доски важно сразу определить, какие эксплуатационные требования необходимо обеспечить. Это даст возможность правильно и четко рассчитать, какое количество доски потребуется для отделки того или иного помещения.

Преимущества евровагонки и отличия от традиционных материалов


Евровагонка отличается от обычной доски. Предусмотрены воздуховоды, которые обеспечивают больший срок эксплуатации, лучший микроклимат в доме, отсутствие растрескивания доски, что так характерно для деревянной обшивки. Это существенный плюс, так как отпадает необходимость в больших вентиляционных зазорах во время обшивки. В результате можно сэкономить пространство, средства на строительство. Температурные и влажностные перепады не страшны для обшивки, стены сохраняют свой привлекательный внешний вид, теплопотери становятся минимальными.

Во время использования, благодаря вентиляционным зазорам, не образуются синие пятна. Плесень, грибок также доскам не страшны, они не растрескиваются во время естественной сушки и во время использования. Из остальных преимуществ можно отметить:

  1. Экологичность материала высокая, панели абсолютно безопасные, они не выделяют в процессе использования никаких вредных и токсичных веществ.
  2. Звуко- и теплоизоляция высокие, дом с такой обшивкой будет теплым и комфортным. Это позволит значительно сэкономить на теплоизоляторах.
  3. Обработка панелей простая, монтаж также не вызывает никаких вопросов.
  4. Сроки эксплуатации высокие, панели могут использоваться от 15 лет, совершенно не требуя ремонтных работ.
  5. Микроклимат в помещениях становится комфортным и уютным, показатели влажности и температуры находятся на необходимом для нормальной жизнедеятельности уровне.

В чем отличия обычной вагонки от евровагонки?

Вагонка этих двух типов часто вызывает путаницу. Многие не могут понять, какие отличия между этими изделиями. А разница не такая уж и большая, отличаются только размеры одной доски, стоимость, уровень влажности древесины и форма монтажного профиля. Толщина обычной доски составляет 1,2-2,5 см, а ширина — до 15 см, длина — до 6 м. Можно подобрать различный материал, который по своим параметрам максимально отвечает требованиям планируемых работ. У евровагонки ширина имеет строго установленные размеры: 1,3, 1,6, 1,9 см, ширина профиля оставляет 8, 11, 12 см. Длина как и у обычной вагонки, она может быть до 6 м.

Особых различий нет, а те, что имеются, связаны с принятыми стандартами, особенностями стандартизации. Есть и еще один показатель, который отличает вагонку от евровагонки. Это касается размеров замкового соединения. У обычной доски размер шипа составляет всего 4-6 мм, что считается вполне достаточным. У евровагонки он равен 8-9 мм. Это позволяет при выполнении обшивки гарантировать большую надежность крепежа, сама поверхность получается прочной и долговечной. После монтажа совершенно не остается щелей, продуваемость снижается, как и теплопотери. Подобный размер шипа гораздо лучше, дом получается более теплым.

Различия заключаются в наличии специальных воздуховодов, которые позволяют избежать образования конденсата на обратной стороне доски. Создаются отличные условия для проветривания, все излишки влаги легко уходят, создавая в доме правильный микроклимат. Для обычной доски, где воздуховодов нет, уровень влажности должен составлять 8-12%, так как разница температур, влажность окружающего воздуха при высыхании становятся причинами образования больших щелей. Евровагонка таких проблем не имеет, ее профиль особой формы позволяет избежать растрескивания. Уровень влажности панелей может быть намного больше, он достигает 16-24%.


В зависимости от класса евровагонки, размеры могут быть различными, как и стоимость.

Класс «А» и «Экстра» считаются самыми дорогими, самый дешевый класс — «С», но и качество его заметно ниже.

Рассчитывать вагонку можно любым удобным способом, делать это допускается как в квадратных метрах, так и в кубических.

Стоимость панелей в зависимости от класса будет разной:

Класс «А»

  • толщина доски — 12,5 мм;
  • ширина общая для доски — 96 мм;
  • ширина рабочая для доски — 88 мм;
  • длина — 2-6 м (необходимо учитывать, что при большей длине стоимость может быть увеличена);
    стоимость за 1 м² — 220-235 руб, цена за куб — 16 750-17250 руб.

Класс «В»

  • толщина доски — 12,5 мм;
  • ширина общая — 96 мм;
  • ширина рабочая — 88 мм;
  • длина — 2-6;
  • стоимость за 1 м² — 190-210 руб, цена за куб — 15 150-15650 руб.

Класс «С»

  • толщина — 12,5 мм;
  • ширина общая- 96 мм;
  • ширина рабочая для доски — 88 мм;
  • длина — 2-6 м;
  • стоимость за 1 м² — 130-150 руб, цена за куб — 9 580-10080 руб.

Стандартный и «Экстра» классы

Сегодня используется евровагонка различных классов, специалисты выделяют 4:

  • класс «Экстра»;
  • класс «А» (он соответствует первому классу обычной вагонки);
  • класс «В»;
  • класс «С».

В зависимости от класса, доски обладают и разными характеристиками:

  1. «Экстра» — это светлый материал без сучков, поверхность его очень гладкая и привлекательная. Не допускается наличие трещин, сколов, различных смоляных больших и малых карманов. Показатели влажности от нормы отклоняются не больше, чем на 12-14%. Это изделие высшего качества, идеально подходит для отделки спален и прочих жилых помещений. Доски аккуратно обработаны, эстетичны.
  2. Класс «А» — это светлая доска, которая может иметь незначительные сучки, смоляные карманы до 5 мм, до 5% трещин и сколов, не влияющих на качество древесины, ее прочность. Влажность от нормы может откланяться максимум на 12-14%. Это тоже качественный вариант, подходит для отделки внутренних помещений.

  3. «В» — это более темная доска, которая имеет выпавшие сучки, до 20% трещин или сколов поверхности. Смоляные карманы могут иметь размеры до 15 см. Есть отклонения от нормы влажности, они составляют до 12-14%.
  4. «С» — это доска, которая может иметь видимые изъяны, занимающие до 30% от общей площади, есть пятна на поверхности. Такой вариант для жилых помещений применяется редко, он требует последующей обработки после монтажа.

Евровагонка представляет собой отделочный материал в виде досок с замковым соединением, который можно применять для отделки стен, потолков жилых комнат, мансардных помещений, бань, фасадов. От обычной доски такая разновидность отличается определенными параметрами. При производстве используются другие размеры, профиль имеет большую длину шипов, есть специальные вентиляционные отверстия.


Обычная и евровагонка

Своим названием вагонка обязана необходимости сохранять от солнца и дождя грузы, что перевозились по железным дорогам до внедрения современных материалов. Использование дерева для обшивки вагонов было наиболее целесообразным, так как оно не только дешевле железа, но и лучше предотвращает парниковый эффект. Изначально доски крепились обычным способом, но со временем для упрощения монтажа и предотвращения появления щелей, в случае каких-либо деформаций, их стали изготавливать с замками шип-паз. Идея была оценена по достоинству и такие доски стали широко применяться в облицовочных работах.


В других языках такой привязки к происхождению названия нет, поэтому при посещении зарубежных строительных магазинов надо искать просто профилированные доски. Для их изготовления применяется стандарт DIN 68126/86, разработанный в Европе и по ряду требований являющийся более жестким местного ГОСТа. Соответственно, экспортируемая продукция или просто изготавливающаяся по DIN стандартам, отечественному покупателю знакома как евровагонка.

К обычной вагонке, сделанной еще по советским стандартам, строители предъявляют большое количество претензий – как по характеристикам, так и удобству монтажа. Влажность в 20-25% слишком высокая – при толщине доски в 20 мм во время усыхания часто возникают деформации, с которыми не справляются маленькие замки, норовящие выскочить из паза. Ворсистая поверхность и количество сучков, особо не контролируемое, делают неважной не только форму, но и качество такой продукции.

Профиль стандартной вагонки
Профиль стандартной вагонки изготовленной по ГОСТу.

Как итог, евровагонка, несмотря на цену, гораздо охотнее используется строителями благодаря своим преимуществам:


  • Более продуманная форма: крупный шип не боится деформаций, оптимальная толщина и ширина ламелей (12,5 и 88 (без учета шипа, с ним – 96) мм соответственно), наличие вентиляционных канавок, возможность выбора рисунка профиля.
  • Не допускается ворс на лицевой стороне, тщательная обработка замка шип-паз для легкости монтажа.
  • Вся евровагонка высушивается до влажности 10-15%, что сводит на нет возможность ее деформирования и вероятность появления жучков или гнили. Сухие доски проще хранить, обрабатывать и ухаживать за ними в процессе эксплуатации.
  • После распила дерева, доски, в зависимости от качества, делят как минимум на четыре сорта, с учетом производственных дефектов и состояния самой древесины.

Виды профилей вагонки

Так как вагонка используется для облицовки многих поверхностей, производители учитывают желания покупателей придать своему помещению некую индивидуальность и изготавливают несколько разновидности профилей, которые можно подобрать не только по внешнему виду, но и для определённых видов работ. Друг от друга профили отличаются наличием или отсутствием фасок, разновидностями замков, формой и размером лицевой и тыльной сторон. 

Традиционная евровагонка

На лицевой стороне такого профиля возле шипа выбрана дополнительная фаска, вследствие чего после монтажа на стене видны ярко выраженные швы. Фаска может быть угловатой или скругленной. Скругленная получила название  Softline.


Профиль традиционной евровагонки

Евровагонка

Вагонка «Softline»

Так как такая форма поверхности лишена углов, меньше вероятность появления сколов и заусенцев, в процессе эксплуатации, поэтому Softline считаются более подходящими для таких помещений как сауна.

Профиль софтлайн

Вагонка софтлайн

Вагонка «Штиль»

Отличием такого профиля является отсутствие фаски возле шипа, поэтому швы после монтажа не так ярко выраженные как при использовании традиционной вагонки. Этим пользуются при необходимости создать имитацию стены собранной из бруса, поэтому большая часть вагонки «Штиль» выпускается утолщенной до 25 мм и свободно может использоваться для облицовки фасадов зданий.

Профиль вагонки штиль

Вагонка штиль

Вагонка «Ландхаус»

Ламели, к которым относятся такие виды деревянной вагонки, одни из самых дорогих, так как при их производстве лицевая сторона подвергается фрезерованию или другим методам обработки, что образуют на поверхности дерева сложные рисунки. Есть даже профили с эффектом резьбы по дереву, которые получают, используя горячее тиснение под прессом.


Профиль вагонки ландхаус

Фрезерованная вагонка

Вагонка «Блокхаус»

Если вагонка «Штиль» имитирует стены сделанную из бруса, то профиль «Блокхаус» имеет полностью закругленную лицевую часть. Благодаря такому решению после сборки стена выглядит так, как будто бы дом собран из оцилиндрованных бревен. В основном применяется при облицовке фасадов зданий.

Профиль блок хаус

Вагонка блок хаус

Вагонка «Американка»

В этом профиле не просто снята фаска возле шипа, а сделан плавный переход от него и к середине лицевой части. Благодаря такому решению достигается точно имитация сайдинговых панелей, но при этом дом облицован натуральным деревом.

Профиль вагонки американка

Вагонка американка


Двусторонняя вагонка

У такого профиля нет тыльной стороны – обе его части сделаны лицевыми. Такая вагонка пригодится в случае необходимости сделать тонкую деревянную перегородку. Также при облицовке стены есть возможность подобрать более удачный рисунок или расположить на тыльной стороне мелкие дефекты.

Эту вагонку настоятельно не рекомендуется применять в помещениях с высокой и переменной влажностью, так как она единственная из всех разновидностей евровагонки не имеет компенсационных (вентиляционных) каналов.

Двусторонняя вагонка

Сорта вагонки

В отличие от других материалов, которые в зависимости от своей стоимости обрабатываются по-разному, вся вагонка изготавливается одними и теми же методами, в одной партии и проходит через те же машины. Сортируются уже полностью готовые доски в зависимости от наличия на них трещин, сучков, смоляных карманов, плохо обработанных участков (непрострогов) и ярко выраженной синевы, которая является следствием неправильной сушки дерева.

Также при покупке вагонки надо учитывать такой неприятный момент, что каждый из производителей может сортировать продукцию, основываясь на различные ГОСТах, или вообще разработать свои технические условия. Как итог, если нет уверенности в продукции конкретного производителя, то есть смысл перепроверить хотя бы часть досок перед их приобретением.

Экстра

Дополнительные названия – «безсучковая» или «премиум». Даже мелкие непростроги и трещины на лицевой стороне недопустимы, поэтому в дополнительной обработке такой профиль не нуждается. На погонном метре допускается наличие одного здорового светлого сучка, но без трещин и прочих пороков возле него. При наличии вскрывшихся смоляных кармашков, смола извлекается, а сам участок зашпаклевывается и зачищается мелкой наждачкой.

Класс А

В таких профилях допускается наличие 2-3 сучков на погонный метр изделия и мелкие сколы возле них. На лицевой части могут быть мелкие непростроги и микротрещины (в зависимости от производителя – зашпаклеванные). Также разрешается наличие торцевых трещин, но размером не больше чем ширина доски. Сделанные из сердцевины профили количеством не должны превышать 20% всех досок в упаковке. Если доски из хвойных пород дерева, то разрешается незначительная засмоленность – не больше 10% от общего количества. Общая расцветка может варьироваться на небольших участках досок (до 10%) у каждой десятой из них в упаковке.

Класс В

На одной доске разрешается наличие двух выпадающих сучков, а также трещины – на лицевой поверхности длиной до 300 мм и торцевые. На кромках доски допускаются выпавшие сучки диаметром не более 20 мм. Доски могут быть из сердцевинной части и со смоляными кармашками. Если они изготовлены из хвойных пород, то разрешается засмоленность поверхности. В трех местах на одной доске допускаются места, пораженные насекомыми, но не больше чем на 5% от всего количества досок. Разрешена ненадлежащая окраска кроме синевы и непростроги, если они не влияют на качество сборки.

Класс С

К этому сорту относятся все доски, что не попали в более высокие категории и которые можно использовать по назначению. Явно запрещено использование гнилых досок, но по всем остальным параметрам ограничений нет. В таких профилях могут быть отверстия от сучков диаметром больше двух сантиметров, сквозные трещины и смоляные кармашки, засмоленности и прорости, пораженные насекомыми участки, несоответствие окраски. Непростроги и прочие дефекты также не ограничиваются, если только они не влияют на стабильность поверхности. По размерам доски любого сорта изготавливаются по следующим допускам: длина ± 50 мм, ширина ± 1 мм и толщина ± 0,5 мм.

Разновидности вагонки в зависимости от пород древесины

Для производства вагонки применяются любые сорта древесины. Выбор между ними зависит от необходимых характеристик, которые хотелось бы видеть у обработанной поверхности, подбираются виды вагонки для внутренней отделки или наружных работ, а также бюджета, который можно выделить на её приобретение. Основное разделение идёт на доски, полученные из хвойных и лиственных пород древесины.

Хвойные породы

Характеризуется наличием эфирных масел и смол, что ставят природный барьер для влаги и различных грибков, поэтому такую вагонку чаще всего выбирают для использования в наружной отделке. Также ими облицовывают стены в банях и парилках, но для этого доски проходят тщательный отбор и процесс обессмоливания. Вагонка из хвои выгодно отличается большим сроком эксплуатации, который может составлять несколько десятилетий.

Ель. Благодаря природной мягкости этого дерева, оно чаще используется для получения вагонки с округлыми формами. Дизайнеры часто рекомендуют этот материал для отделки помещений, дизайн которых выполнен в каком-либо из современных стилей.

Из физических характеристик выделяется низкий показатель шероховатости и красивая фактура поверхности без ярко выраженных узоров.

Благодаря сравнительно невысокой стоимости и прочностным свойствам, такая древесина широко применяется в наружной и внутренней отделки. Однако следует учитывать высокий уровень гигроскопичности еловых досок – для увеличения срока службы их обязательно надо обрабатывать соответствующими химикатами.

Сосна. Такую вагонку можно считать самым бюджетным решением среди всех хвойных пород, что, впрочем, не умаляет ее характеристик, касающихся внешнего вида досок и их прочности.

У сосновой вагонки есть только два существенных недостатка на которые стоит обратить внимание перед покупкой:

  • Низкая плотность древесины, которая хоть и уменьшает общий вес покрытия, но делает его уязвимым к царапинам и подобным повреждениям.
  • Сосновые доски, даже соответствующим образом обработанные, в течение долгого времени выделяют смоляные капли, что особенно неприятно в случае использования их при отделке в бане. Если в парилке прислониться к просмоленной древесине, то это практически гарантированный ожог.

Лиственница. Единственный недостаток, который можно найти у такого покрытия – высокая стоимость, которая вполне определяется его качеством.

Среди преимуществ, в первую очередь, выделяются прочность этой древесины, которая мало того что высокая сама по себе, но еще и увеличивается со временем, примерно на треть превышая показатели досок, изготовленных из остальной хвойных пород.

Характерная структура лиственницы не только определяет красоту досок, но и придает им исключительные теплоизоляционные свойства. Содержащаяся в волокнах дерева смола является природным барьером, оберегающим его от влажности и насекомых-вредителей, а также в течение всего срока эксплуатации сохраняет природный красноватый оттенок, который отлично смотрится на любой поверхности.

Кедр. Природная пропитка кедровых досок смолами придает им сильный характерный хвойный запах, благотворно влияющий на человеческий организм, а в частности на нервную систему.

Кедровая вагонка это отличный теплоизолятор, а также благодаря высокой плотности имеет высокую устойчивость к механическим повреждениям. При условии правильной обработки, кедровые доски сохраняют все свои свойства в течение нескольких десятилетий, что позволяет использовать их как во внутренней, так и для наружной отделки.

Дополнительный «бонус», который получают владельцы помещений отделанных кедровой вагонкой – это отсутствие комаров, которым не нравится запах этого дерева.

Хвойная вагонка
Вагонка из сосны.

Лиственные породы

Так как в составе нет смол и прочих летучих веществ, такие типы вагонки преимущественно применяются для внутренней отделки, включая помещения в саунах и банях. Общий недостаток таких материалов – меньшая долговечность, но зачастую это компенсируется низкой теплопроводностью, что позволяет применять их в помещениях, прогревающихся до высоких температур.

Липа. Отличается сравнительно невысокой стоимостью, исключительной устойчивостью к механическим повреждениям, деформациям и воздействию влаги, что делает изделия из такого дерева идеальным решением для использования в банях или для отделки балконов.
Существенный недостаток такой вагонки – со временем она заметно темнеет, поэтому доски из липы в обязательном порядке нуждаются в дополнительной обработке пропитками предотвращающими гниение дерева.

Ольха. При нагревании досок из ольхи, они выделяют в воздух летучие соединения, получаемые из содержащихся в дереве дубильных веществ. Кроме того, что природа этих соединений благотворно влияет на человеческий организм, само дерево не впитывает в себя влагу, поэтому с успехом используется при отделке помещений, в которых предполагается высокая влажность воздуха.

К прочим преимуществам материала относится низкая теплопроводность, высокие звукоизоляционные свойства и характерная расцветка, благодаря которой ольха легко узнаваема при использовании ее в качестве отделочного материала.

Недостаток, который придется обходить, это сравнительно невысоких срок службы, что исправляется применением защитных составов.

Дуб. Изделия из этого дерева были и остаются элитной «классикой жанра», отличающейся непревзойденным качеством и соответствующей стоимостью.

Высокие прочностные характеристики влияют не только на дальнейшую эксплуатацию изделий, но и на стоимость обработки из чего также складывается их цена для конечного покупателя. Также расценки на вагонку из дуба сильно зависят от ее длины, а для облицовки помещений в бане дизайнеры как раз рекомендуют подбирать длинные и неширокие доски, которые создадут более целостный рисунок.

Вагонка липа
Вагонка из липы.

Ценные, экзотические породы

Чаще всего под экзотикой подразумеваются изделия, сделанные из красного дерева. Так как ареалом произрастания для него являются исключительно тропические леса, на отечественном рынке такая продукция встречается нечасто и стоимость имеет достаточно высокую. Несмотря на хорошие физические характеристики, такая древесина подходит для всех типов обработки, а размеры стволов деревьев позволяют получать вагонку практически любых размеров. Преимущественно она применяется для внутренней отделки помещений.

Размеры деревянной вагонки

Для различных целей может понадобиться вагонка с определённой длиной, толщиной и шириной, но это не являются сколь-нибудь заметной проблемой, так как производится она во многих размерах, а по длине вообще продается досками от 0,3 до 6 метров с шагом в 10 см.

Обязательно надо учитывать, что чем шире вагонка, тем большая вероятность ее деформации при изменениях температуры или влажности. Соответственно, более узкие доски лучше выдерживают геометрию, а также обладают большей сопротивляемостью к ударным нагрузкам и прочим механическим воздействиям. Определённого декоративного эффекта можно достичь, если в случайном порядке устанавливать доски разной ширины. Этот способ монтажа практически не сказывается на прочности полученной поверхности.

По толщине оптимальным вариантом для внутренних работ являются вагонка размером 12,5 мм – это рассчитанное оптимальное соотношение веса и прочности. Если использовать вагонку для наружных работ, толщину лучше подбирать уже в пределах 15-20 мм, хоть она и выйдет дороже – такие ламели способны удерживать не только свой вес, но и достаточно толстый слой утеплительных материалов.

Длинная вагонка не обязательно изготавливается из цельного куска древесины – зачастую применяется метод сращивания досок по длине, когда в одну ламель соединяются куски размером 150-750 мм. Стыковка производится на микрошип, а само место соединения дополнительно проклеивается и до высыхания клея удерживается под давлением.

Недостатки срощенных ламелей больше относятся к использованию их во внутренней отделке:

  • Технология сращивания не позволяет получить доску тоньше 15 мм, что влияет на ее вес и стоимость.
  • Нет возможности узнать какой клей использовался на производстве и не будет ли он выделять вредных веществ при нагревании – этот фактор часто удерживает от покупки потребителей которые собираются строить баню.

Преимуществом изготовленной таким методом вагонки является отсутствие внутренних механических напряжений материала. Общая длина этих ламелей – до 6 метров, а по сортности они могут относиться даже к классу «Экстра».

Как итог – из перечисленных разновидностей и характеристик вагонки понятно, что ассортимент этого материала, предлагаемый на рынке, может полностью удовлетворить запросы любого покупателя: по качеству, количеству и стоимости.

 


Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.