Системы освещения

Освещение в квартире, доме, производственном или офисном помещении разделяется на множество видов. Каждый из этих видов имеет собственное предназначение и цели.

Правильный выбор типа освещения позволяет доиться не только создания комфортных условий, но и выполняет немало сугубо функциональных задач. Поэтому в этой статье мы постараемся разобраться со всеми видами освещения и определиться какие из них в каких случаях применяются.

Естественное освещение

Начнем нашу статью с наиболее распространенного и востребованного естественного освещения. Это тот вид освещения, который дает нам солнце и который является обязательным для всех жилых и большинства общественных и промышленных зданий.

Итак:

  • Естественное освещение в свою очередь подразделяется на боковое, верхнее и комбинированное. Комбинированным называется освещение имеющее сочетание бокового и верхнего освещения.
  • Боковое естественное освещение реализуется за счет окон. Для жилых зданий он является одним из наиболее распространенных. Но далеко не каждое окно дает достаточный уровень света для освещения комнаты или всего здания. Поэтому для расчётов был принят такой коэффициент как – КЕО.

  • КЕО — это коэффициент естественного освещения. Согласно СНиП 23 – 05 – 95 значение КЕО нормируется на условной плоскости, наиболее удаленной от оконного проема на расстоянии одного метра. При наличии нескольких оконных проемов КЕО нормируется в центре помещения.
  • При вертикальном естественном освещение нормируется КЕО на расстоянии 1 метр от стен. Для сравнения КЕО для работ средней точности при боковом освещении должен составлять 1,5%, а для комбинированного 4%.

Искусственное освещение

Но понятное дело, что одним естественным освещением не обойтись. Тем более для работ высокой точности. Поэтому в большинстве помещений применяется так называемое совмещенное освещение.

Оно включает в себя естественное и искусственное освещение. Искусственное освещение в свою очередь делится еще на несколько типов.

Общее освещение

Общее освещение это тип освещения который обеспечивает сам по себе достаточный уровень освещенности в помещении. При этом для создания более комфортного освещения в отдельных частях помещения могут применяться другие виды освещения.

  • Общее освещение так же может быть верхним, боковым и комбинированным. В большинстве случаев применяется именно верхнее освещение из-за чего часто можно услышать ложное определение, что общее освещение — это светильники расположенные под потолком помещения.
  • Большинство приводимых норм для освещения помещений приводятся именно для общего освещения. Это не касается только освещения рабочих поверхностей, а также эвакуационного или аварийного освещения. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Обратите внимание! Для помещений, в которых более половины работающих старше 40 лет, согласно СНиП 23 – 05 – 95 нормативы общего освещения должны быть увеличены.

  • При расчете общего освещения учитывается такой показатель как отражение стен и потолков. Принимается процент отражения по табл. 2 СНиП 23 – 05 – 95.
  • Вообще отражением поверхностей достаточно часто пользуются для создания более рассеянного общего освещения. Так в последнее время часто используется общее освещение, отраженное от глянцевого потолка. Благодаря этому получается общее равномерное освещение.
  • Для создания общего освещения в большинстве случаев используют светильники дающие рассеянный свет. Достигается это за счет рассеиваетелей установленные в светильниках. В большинстве случаев в качестве таковых используется стекло, пластик или ткань.

Зональное и местное освещение

Для создания более комфортных условий в отдельных частях помещения создают так называемое зональное и местное освещение. Отличием между ними является площадь на которой обеспечивается необходимый уровень освещенности.

Итак:


  • Зональное освещение обеспечивает более высокий уровень освещенности в определенной части помещения. Это может быть обеденная зона на кухне (см. Как подобрать для кухни освещение), рабочее место или зона отдыха.
  • Цель данного вида освещения обеспечивать не только более высокую степень освещенности, но и визуально выделять определенную часть помещения. Данная особенность часто используется в дизайнерских решениях.
  • Для зонального освещения используются как светильники рассеянного, так и направленного действия. Все зависит от особенностей помещения и поставленных целей.
  • Местное освещение призвано обеспечивать должный уровень освещенности в одном определенном месте. Это может быть рабочая зона станка, место для чтения или освещение клавиатуры компьютера.
  • Реализуется этот тип освещения в большинстве случаев за счет светильников направленного действия. Причем достаточно часто применяются светильники с возможностью изменять направление освещения.

Декоративное освещение

Еще одним типом освещения, которое появилось относительно недавно является декоративное. Его основная цель создания должного комфорта и внешней привлекательности помещения.

  • Так как основная цель декоративного освещения создание привлекательного внешнего вида, то особых требований к нему не предъявляется. В этом случае не важен не уровень не интенсивность освещения.

  • В то же время нельзя забывать о таких параметрах как пульсация, перепад между максимально освещенными и затемненными участками. Все это может негативно отражается на здоровье человека. Поэтому пренебрегать этими нормативами только из-за привлекательного внешнего вида не стоит.
  • Создать декоративное освещение своими руками вполне возможно из светильников любой конструкции. Ведь здесь важен не столько технический аспект светильника, сколько дизайнерские навыки создателя. Поэтому говорить о типе светильников для этого освещения бессмысленно.

Аварийное освещение

Но как мы говорили выше в освещение вкладывают не только эстетические, но и функциональные требования. Одним из таковых является аварийное освещение. Которое в свою очередь делится на освещение безопасности и эвакуационное.

Итак:

  • Освещение безопасности необходимо на производствах, которые не могут быть остановлены из-за потери общего освещения. Это те производства, остановка которых может вызвать пожары, взрывы, либо привести к нарушениям в работе систем водоподготовки, электроснабжения и других крайне необходимых систем.
  • Освещение безопасности должно обеспечивать освещенность не менее 5% от общего освещения. При этом согласно п.7.63 СНиП 23 – 05 – 95 для помещений это значение должно быть не менее 10лк для ламп накаливания и 30лк для люминесцентных ламп.
  • При этом светильники аварийного освещения обязательно должны давать рассеянный свет как на видео. Ведь они по сути являются системой общего освещения в аварийный промежуток времени.
  • Бесперебойность работы эвакуационного и освещения безопасности обеспечивается за счет подключения данного вида освещения к независимым источникам питания, автономным генераторным установкам либо за счет подключения к автономным аккумуляторным батареям.

  • Эвакуационное освещение применяется в зданиях, в которых в случае пожара будет эвакуироваться 50 и более человек. Кроме того, оно должно монтироваться в опасных для прохода людей местах, а также в жилых зданиях высотой более 6 этажей.
  • Основная цель такого типа освещения обеспечить освещенность в помещениях не менее 0,5лк. Это достаточно маленькое значение, поэтому светильники могут располагаться на расстоянии не менее 25 метров друг от друга. При этом они обязательно должны быть на поворотах.

Обратите внимание! Для эвакуационного освещения инструкция предусматривает норматив согласно которому между наиболее и наименее освещенными участками перепад должен быть не более 1/40.

  • В связи с этим для эвакуационного освещения должны применяться светильники дающие рассеянный свет. А для снижения вероятности потери ориентации у человека на данные светильники разрешается наносить указатели с указанием ближайшего выхода из помещения.

Наружное и охранное освещение

Освещение общее для улиц, дорог и площадей обеспечивается за счет наружного освещения. К этому типу освещения относятся и системы освещения тоннелей, мостов, подземных переходов и других подобных сооружений.


  • Согласно СНиП 23 – 05 – 95 уровень наружного освещения зависит от интенсивности движения по дорогам, а также населения города. Так основные магистрали с интенсивностью движения более 3 тысяч машин в час должны освещаться с интенсивностью в 20лк, а дороги местного значения с интенсивностью движения менее 500 автомобилей в час должны освещаться всего на уровне 4лк.

Обратите внимание! Все приведенные нормативы касаются средней освещенности данных объектов. Но зато есть норматив, который предписывает, что наиболее затемненные объекты должны иметь освещенность не менее 0,35 от средней.

  • Соответствующие нормативы действуют и для пешеходных объектов. Причем для тоннелей, пешеходных переходов и других подземных сооружений интенсивность наружного освещения зависит еще и от времени дня. Днем освещенность должна быть выше, а в вечернее и ночное время ниже.
  • Для наружного освещения в большинстве случаев применяются светильники рассеянного света. При этом достаточно часто они оснащаются дополнительными рассеивателями, что позволяет увеличить расстояние между светильниками.
  • Существует и так называемое охранное освещение. Оно может быть дежурным или временным. Дежурное освещение включено постоянно, а временное включается от срабатывания охранных систем.
  • Уровень охранного освещения должен обеспечивать освещенность не менее 0,5лк на уровне земли, либо в 50 см над ее уровнем. Это определяется проектом.
  • Светильники охранного освещения могут давать как рассеянный, так и направленный свет. Это зависит от требований проекта. При этом в любом случае запрещается применять источники света, дающие задержку при включении освещения.

Архитектурное, рекламное и витринное освещение

Последними видами рассматриваемого нами освещения являются архитектурное, рекламное и витринное освещение. Данные типы освещения предназначены преимущественно для создания притягательного внешнего вида и поэтому требования к ним во многом зависят от проекта, но и здесь есть определенные ограничения.

Итак:

  • Начнем с архитектурного освещения. Оно не должно выбиваться из общей композиции освещения города. Поэтому здесь введены нормы максимальной освещенности фасада здания. Так для крупных городов средняя яркость составляет 8 кд/м2, а для сельской местности не более 3 кд/м2.

Обратите внимание! Если мы рассматриваем объект архитектура которого позволяет любоваться им с расстояния в километр и более, то здесь цена вопроса выше. В этом случае разрешается увеличить нормы яркости, но не более чем на 50%.

  • Кроме того, при освещении фасадов следует учитывать отражение от здания. Для этого принимается специальный коэффициент отражения, который принимается по табл.19 СНиП 23 – 05 – 95.

  • Свет витрин так же не должен слепить человека. Поэтому имеется норматив вертикальной освещенности, который принимается для высоты 1,5 метра от уровня тротуара. Этот норматив так же зависит от категории улиц. Для крупных улиц он оставляет 300лк, а для небольших не более 100лк.
  • Кроме того, при уровне освещенности витрин следует учитывать их наполнение. Так при выставлении светлых товаров уровень освещенности должен быть снижен на 100лк, но не менее 100лк. А при выставлении темных товаров можно его увеличить на 100лк, но не более 300 лк.
  • Что касается рекламного освещения, то здесь так же есть нормы, препятствующие выбиванию рекламы из общей структуры освещения города. Прежде всего следует помнить, что любая реклама должна быть расположена на уровне не мене 3 метров от уровня тротуара.
  • Так же существуют предельные нормативы для уровня яркости рекламных щитов. Они тоже зависят от интенсивности движения на улице. Кроме того, к рекламным щитам предъявляется требования по уровню наиболее и наименее освещенных участков. Это соотношение согласно п. 7.57 СНиП 23 – 05 – 95 не должно превышать 1/

Вывод

Как вы видите видов освещения достаточно много и все они имеют определённые требования. Кроме приведенных нами требований по уровню освещенности, яркости и коэффициенту освещенности существуют еще требования по уровню пульсации, цветопередачи, перепаду освещения, бликам и многим другим параметрам. Поэтому, казалось бы, такая простая задача по выбору освещения может стать поистине проблемной.

Особенно это касается крупных промышленных и торговых объектов. В этом случае без помощи профессионалов вам не обойтись.


Освещение как элемент дизайна

Необязательно быть экспертом в области освещения, для того чтобы создать в комнатах ощущение легкости и уюта, не нужно даже прикладывать огромные усилия, затрачивая при этом много денег. Чтобы достичь желаемого эффекта, достаточно изучить основы функционального и декоративного освещения, использовать приемы и соблюсти некоторые правила.

При планировании освещения, будь то рабочий кабинет, кухня или гостиная, чтобы достигнуть желаемого эффекта, необходимо взять за основу три основных варианта освещения: общее, точечное и направленное (акцентированное). Каждый вариант можно использовать как самостоятельный элемент, а также, для достижения наилучшего результата, можно смешать все три варианта, достигнув того самого декоративного решения, к которому стремились.

Грамотно построенное освещение, словно при взмахе волшебной палочки способно зрительно изменить-улучшить помещение: увеличить маленькое, придать правильную форму непропорциональному, создать настроение и комфорт. Воспользовавшись несколькими нехитрыми приемами можно, например, направив свет на стены зрительно увеличить маленькую комнату, расстановка торшеров по торцам поможет создать уют в очень широком помещении.

Направленное освещение


Системы освещения

С помощью направленного (акцентированного) освещения можно выделить наиболее значимые объекты, создающие особое настроение в комнате, например, картины, скульптуры, мебель, или же просто зонировать пространство. Применяя направленный свет необходимо помнить, что он должен быть ярче основного раза в три. Например, включенная лампа на рабочем столе ярко освещает рабочую зону, но при этом значительно приглушает основное освещение создавая уютную атмосферу.

Общее освещение

Системы освещения

Общий свет освещает сразу все пространство ровно, без зонирования и акцентах на предметах или стенах. В основном такое освещение применяется в гостиных или столовых комнатах. В тоже время, если такое освещение разбавить точечным, направленным на объекты светом, можно создавать определенное настроение: торжественное по случаю какого-либо праздника, уютное для домашнего ужина в кругу семьи, интимное для романтической встречи.

Точечное освещение

Системы освещения

Таким приемом, а именно точечным направлением светового потока на стены, или потолок можно зрительно увеличить помещение, а также изменить его форму.

Системы освещения

Эти три основных приема словно по волшебству позволят поменять атмосферу в комнате из рабочей, в уютную для отдыха, или в торжественную для праздника. И даже если у вас всего одна комната, волшебство освещения позволит одним нажатием переключателя преобразить ее до неузнаваемости, и заставит увидеть в новом свете.

10 самых необычных дизайнерских творений

Системы освещения

Осветить темный уголок в комнате, или создать уютную атмосферу, все это под силу простой настольной лампе. Но стоит ли отдавать предпочтение простоте, когда в мире существует огромное количество самых разнообразных и по форме, и по цвету, по размеру необычных, дизайнерских творений, которые способны дополнить или улучшить уже существующий дизайн, добавив в него недостающего элемента, того самого без которого интерьер останется простым и безликим, а с ним заиграет всеми красками.

Из огромного разнообразия ламп мы сделали небольшую подборку, которую и представляем.

  • Лампа Титаник. Оригинальную лампу создал Чарльз Тревельян, на идею которой его вдохновила всем известная печальная история Титаника. При взгляде на лампу складывается ощущение, как будто она проваливается-тонет, опускаясь все ниже и ниже поверхности стола. Кроме занимательного внешнего вида, лампа несет и функциональное применение – ее наклон позволяет осветить практически всю комнату.

Системы освещения

  • Если вы ищите необычную, изящную, компактную настольную лампу с холодным светом – это она и есть. Лампа разработана Ilaria Marelli (Иларии Марелли), очень функциональное дизайнерское творение, которое легко складывается и помещается в небольшую упаковку, а в разложенном виде достигает до 0,5 метра высотой. Кроме того, лампа оснащена 4 светодиодами по 1 Ватт каждая, что делает срок их эксплуатации более продолжительным.

Системы освещенияСистемы освещения

Системы освещения

  • Лампа Застенчивый Человек. Такая лампа, конечно не оставит равнодушным ни одного человека – в один момент может захлестнуть буря эмоций: и смущение, удивление от задумки, и даже недоумение, но все же стоит отнестись к ней с долей юмора. Лампа сделана в виде обнаженного человечка, в включенном виде у которого загорается голова, а когда «смущению» человечка не будет придела, или, когда необходимо приглушить свет, на нее одевается съемный абажур.

Системы освещения

Системы освещения

  • Настольная Лампа Граната. Отличный оригинальный подарок на 23 февраля, и не только… Лампа «одета» в камуфляжный абажур, а «выдернув» чеку из гранаты ее можно включить.

Системы освещения

  • Good Night Eileen – лампа «Хорошей ночи Эйлин», очень функциональная лампа, разработчик Кристина Биркховен, которая позаботилась о том, чтобы можно было спокойно перемещаться из одной комнаты в другую, в темноте. Дело в том, что лампа выполнена из двух частей, которые ничем не связаны: первая дает свет, вторая служит энергией (подзарядкой), которая передается посредством магнитной индукции.

Системы освещения

  • Еще один оригинальный и полезный ночник «Затишье» — Lull, по задумке автора лампа медленно закрывает свои лепестки вечером, создавая волшебное настроение ребенку перед сном, и также медленно распускает их утром, постепенное увеличивая интенсивность света, обеспечивая легкое пробуждение.

Системы освещения

  • Для тех, кто любит почитать перед сном, в помощь придет настольная лампа Clear Reading Lamp (прозрачная лампа для чтения). Настольная лампа комбинирует в себе и стойку для книг, журналов, и конечно же само освещение. Лампа изготовлена из нержавеющей стали и оргстекла, разделена на две половины с пространством для книг.

Системы освещения

  • The book of lights – лампа «Книга огней», разработана Такеши Исигуро. Лампа, которая в свернутом виде выглядит как самая обычная книга, а при открывании ее, чудесным образом превращается в яркую настольную лампу.

Системы освещения

Системы освещения

  • Coin Lamp или Лампа Монеты, разработка Jethro Macey, которая начнет функционировать, проще говоря освещать пространство только после того, как в нее забросишь монетку. Оригинальное дизайнерское творение, основанное на понятии ценностей и вознаграждения, осознание которого тонко усиливается посредством дизайна.

Системы освещения

  • Отличная альтернатива скучным и простым лампам — Alien Abduction Lamp (лампа «Похищение инопланетянами»), порадует не только детей, но и взрослых.

Системы освещения


Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.