Делаем мозаичное мини-панно из смальты – Ярмарка Мастеров

Состав, производство и сфера применения смальты

Для изготовления мозаичных панно часто применяется специальная керамическая плитка, раздробленная на мелкие кусочки. Однако наиболее традиционным вариантом составления декора считается использование смальты. Данный материал представляет собой непрозрачное цветное стекло, которое наносится на клеящие составы в процессе составления декоративных картин.

Рассмотрим основные этапы промышленного производства данного сырья:

  •  Варка стекла. Хрупкий материал помещают в большие печи, предварительно смешивая с красящими пигментами. Под воздействием высокой температуры стекло равномерно окрашивается.
  •  Измельчение и смешивание. Колотое стекло по типу порошка смешивают с сухими красками, добиваясь нужного цвета.
  •  Сушка. Материал высушивают до полного остывания и формируют в листовые панели или камни – в зависимости от того какой тип панно будет изготавливаться.

кусочки керамической плитки имитация смальты
Состав смальты разнообразен: кроме краски там заложены элементы металлов. Окись серебра добавляет смальте серый оттенок, золотистый цвет добавляет примесь окиси золота.

Кроме того, в состав включают элементы железа, меди, никеля и кобальта. Яркость материала определяется количеством свинца, а предугадать конечный результат не всегда возможно. Полученный оттенок будет зависеть от температуры печи и длительности обработки сырья.

Главная область применения смальты – мозаичные панно и картины. Благодаря особым свойствам, данный материал способен светиться изнутри, что придает завершенному шедевру своеобразный шарм. Основной плюс, за который мастера декора полюбили сырье – его влагостойкость. Смальта не пропускает воду, поэтому применима для декорирования бассейнов, санузлов. Ее вторая особенность – огнеупорность, что делает материал используемым для облицовки каминных печей.

Разновидности мозаики

Большое разнообразие смальтовых видов мозаики позволяет поделить их на несколько групп. Каждая из указанных категорий отличается формой и типом выкладывания на поверхности.
панно из смальты
Стоит рассмотреть основные виды мозаики, чтобы выбрать вариант для самостоятельного изготовления панно:

  •  Византийская. Такой тип мозаики предполагает облицовку плоскости смальтой разных по размеру кусочков. Они укладываются близко друг к другу, швы заполняются затиркой контрастной по цвету или однотонной. Форма тессеров может быть разной, однако мастера стараются максимально подбирать похожие по очертаниям кусочки.
  •  Инкрустация. Особый вид мозаики, при которой смальту органично вписывают на поверхность другой структуры. В качестве плоскости используют металл, дерево, бетон и другие материалы. Вставленное разноцветное стекло отличается элегантным внешним видом, а картины, создающиеся таким типом кладки, имеют повышенную стоимость.
  •  Флорентийская. Подразумевает использование различных по размеру кусочков и по технике кладки, схожа с византийским типом. Единственное отличие – создание завершенных сюжетов, в основе которых заложены божественные и героические мотивы. Изготовить панно из смальты по типу флорентийской мозаики можно своими руками. Для этого необходимо заранее подобрать нужный сюжет.
  •  Маркетри. Традиционно данный тип мозаики подразумевает инкрустацию шпоном, однако в современных изделиях применяется цветная смальта. Особенно красиво смотрится такая инкрустация на обеденных столах, журнальных столиках и шкатулках из дерева.

Существует 2 типа набора мозаики при облицовке. Первый вариант подразумевает прямой набор, при котором смальта укладывается на клей или цементный раствор лицом вверх.

Художник видит, какая картина складывается и в процессе изготовления можно корректировать детали. Обратный набор подразумевает укладку смальты лицом вниз, после чего сырье заливается специальной массой. Таким образом, можно добиться ровной плоскости с рисунком.
мозаика из смальты

Колка смальты в домашних условиях и способы хранения

Самостоятельно смальта разделяется на мелкие кусочки своими руками при помощи колки. Данная методика наиболее оптимальна, чтобы впоследствии изготовить оригинальное панно или декорировать стену. Для этого понадобятся такие инструменты:

  1.  молоток;
  2.  кусачки;
  3.  стол или металлические пластины с зубилом;
  4.  защитные перчатки;
  5.  защитные очки.

Листовая формованная смальта устанавливается между металлическими пластинами и зажимается тисками или струбциной. Важно проверить, чтобы материал был устойчиво зафиксирован на плоскости. После этого берут молоток или долото и резко ударяют по материалу. Не забудьте надеть перчатки и очки, ведь в процессе колки кусочки летят в разные стороны – есть риск пораниться.
превращение стекла в смальту путем дробления

Современные строительные магазины предлагают специальные гильотины, способные аккуратно расколоть цветное стекло. Стоят такие приспособления недешево, поэтому изготовить подобный станок лучше своими руками. Для этого понадобиться несколько деревянных реек, плоская доска и зубило. Необходимо соорудить своеобразный стол с бортиками из реек, а в центре него вставить зубило. Когда смальта будет принимать удар от молотка, кусочки будут оставаться внутри столика.

Хранить смальтовый материал, необходимо предварительно отсортировав по цвету. Для этого подойдут пластиковые контейнеры с крышками или подручные коробки от круп или соков. Не расстраивайтесь, если колотое стекло не подходит по размеру к панно – оно пригодится для будущих изделий. Наиболее оптимальная сортировка материала по оттенкам: черный с белым, цветные и золотистые.

Самостоятельное изготовление панно

Научиться технике мозаики своими руками легко – для этого не потребуется никаких специализированных навыков. Однажды попробовав сделать картину или украсить стену в данной технике, можно навсегда влюбиться в мозаику смальтой.
изготовление панно
Первоначально необходимо придумать эскиз: для этого подойдет как собственная фантазия, так и распечатки картинок.

Алгоритм действий выглядит так:

  1.  Создание рисунка. На данном этапе также продумываются все цвета и оттенки смальты, расположение и сочетания тонов.
  2.  Перенос картинки. Желательно вырезать каждую деталь рисунка из картона, предварительно переведя их на кальку.
  3. Подбор смальты. На данном этапе необходимо набрать нужное количество сырья.
  4.  Колка. Процесс осуществляется по мере надобности определенного цвета.
  5.  Поверхность. Необходимо обеспечить доступ к поверхности, на которой будет осуществляться кладка. Если это огромное панно – расположите его на столе с возможностью подойти с любой стороны.
  6.  Процесс укладки. Начинать работу лучше с центрального мотива – так легче видеть общую картину, складывающуюся в процессе.

укладка смальты на клей
Смальта укладывается на специальный клей, состоящий из двух компонентов. При работе непосредственно на стене – мозаику не редко кладут на цементный раствор. После завершения работ, швы на картине заполняются затиркой.

Советы по работе своими руками

Выполняя мозаику из смальты самостоятельно, прислушайтесь к следующим советам опытных мастеров. Они помогут лучше понять технику изготовления шедевров:

  •  начинающим любителям лучше попробовать изготовить маленькое декоративное панно – его можно повесить на стену в любом помещении;
  •  при выборе клея обратите внимание на время его твердения: быстро застывающий состав не подойдет, так же как и клей для гладкого материала, здесь оптимальным станет водостойкий состав по типу ПВА;
  •  чтобы удобно наносить клей на тессеры – перелейте его в емкость с широким горлышком, а также воспользуйтесь пинцетом;
  •  старайтесь укладывать одну область рисунка в одинаковом направлении;
  • шаблон для рисунка лучше использовать черно-белый, так как, выкладывая мозаику на цветном варианте, есть риск сливания оттенков и невозможность достоверной передачи цветов;
  •  загрунтуйте основу для панно белым акрилом и сразу переведите картинку – так адгезия материалов повысится.

глухая смальта с добавлением диоксида олова

Кроме традиционной цветной, бывает смальта глухая – что это такое можно узнать из-за особенностей производства материала. Она изготавливается с применением диоксида олова и при создании панно обладает матовой приглушающей свет поверхностью.

Изготовление картины и декор больших плоскостей занимает большое количество времени, однако полученный результат порадует своей элегантностью и оригинальностью.

Что такое смальта

Смальта – искусственное прозрачное или непрозрачное цветное стекло, изготавливаемое по специальной технологии. Довольно долго под этим названием подразумевали только ярко-синюю эмаль или стекло такого же цвета, но сейчас название распространилось на все виды материала.

В качестве отделки смальта известна со времен Древнего Рима. Материал, сохраняющий цвет и блеск на протяжении столетий превосходно подходил для увековечивания побед царей или божественных историй. В домашних условиях ее применяют намного реже, поскольку материал это сложный для ручной работы, требующий и внимания, и опыта, и немалого терпения.

В отличие от обычной стеклянной плитки смальту используют в виде осколков. Производится она в виде блоков, которые необходимо раскалывать или распиливать, чтобы получить маленькие цветные элементы. Понятно, что не каждый может совладать с таким материалом.

  • Российские изготовители чаще всего предлагают модули в виде «блинов» и «блоков».
    • «Блин» – одноцветный овал толщиной в 5–9 мм и размерами в 20–30 см на 40–60 см. Такой «блин» раскалывают: модуль устанавливают в ребро, прижимают долотом и ударяют молотком.
    • «Блок» – отличается не только формой и размерами. Это прямоугольный или квадратный слой толщиной в от 7 до 30 мм и размерами от 15*15 до 25*25 см. Кроме этого, блок часто изготавливают из смальты разных оттенков, в результате чего в массе изделия образуются изумительные цветовые переходы полутонов, оттенков, градиентов. «Блок» чаще всего распиливают, а не раскалывают, а мозаику составляют так, чтобы учесть тонкие переливы цвета между элементами одного массива.
  • Итальянская смальта продается в виде кубиков размерами до 4–5 см и толщиной в 1–2 см. Кубик раскалывается намного проще, но и стоимость итальянской продукции намного выше.

При расколе, да и при распиле получают элементы с разной поверхностью – матовой, гладкой, с неровным сколом, ровным распилом и так далее. В зависимости от задумки используются любые поверхности тессера – кусочка мозаики, здесь все зависит от воображения или видения художника. Поэтому выкладка панно из смальты, это, прежде всего творческая работа и требует хорошего ощущения цвета.

На стадии раскалывания «блинов» или «блоков» необходимо надевать перчатки, защитные очки и обращать внимание на траекторию отлета кусочков, чтобы не потерять часть материала. Сама технология монтажа мозаики из смальты также предполагает использование перчаток.

Мозаика из смальты (фото)

Мозаика из смальты

Виды такой мозаики

Специфическая форма тессеров – по сути любая, и к тому же с разной поверхностью, требует и особого обращения с материалом. Мозаика из смальты заметно отличается от привычных наборов из квадратных или круглых стеклянных плиточек. Во всяком случае готовые модули из одинаковых элементов, так подходящие для облицовки кухонных фартуков, здесь невозможны.

  • Византийская – самый традиционные вид мозаики, где цветные кусочки более или менее близкой формы уложены как можно плотнее друг к другу, а швы заполнены затиркой. Размер тессеров при этом может быть разным.
  • Инкрустация – врезка кусочков цветного стекла в поверхность материала, отличающегося фактурой – в дерево, например.
  • Маркетри – смальта для деревянного столика используется редко, поскольку этот материал не образует плоскости. А вот на стеклянных и металлических столиках встречается и мозаика из смальты. В основном это современные произведения.
  • Флорентийская – по технике исполнения ничем не отличается от византийской, но предполагает законченную картину из смальты с героическим или божественным сюжетом, наподобие картин старинных мастеров. Тессеры используются любой формы и размера.

Мозаика из смальты предполагает 2 возможных вида набора.

  • Прямой – кусочки стекла укладываются на поверхность, покрытую клеевым или цементным раствором. Тессеры кладут лицевой стороной верх – гладкой или сколотой, зависит от идеи. Плюс такого метода – художник видит, как воплощается его замысел и по ходу исполнения может заменить какие-то кусочки, найдя лучшие по цвету или фактуре.
  • Обратный набор предполагает размещение тессеров лицевой стороной вниз и заливку готового собранного рисунка каким-то материалом основания. Таким образом можно получить максимально плоскую поверхность мозаики. После застывания изделие переворачивают и слегка подравнивают края тессеров,

Этот же метод используется, когда невозможна работа по месту, а мозаичное панно нужно привезти в готовом виде.

О том, как производится золотая смальта, расскажет этот видеоролик:

Особенности материала

Смальта обладает всеми достоинствами и преимуществами стекла, однако в силу специфической своей формы и метода использования мозаика из нее обладает дополнительными особенностями.

  • Смальта привлекает не за счет разнообразия цветовых оттенков, а благодаря своеобразному свечению изнутри. Оно обусловлено толщиной элемента, комбинаций прозрачных и полупрозрачных участков, введением металлического зерна и так далее. Да и сам материал зачастую изготавливается из нескольких цветных смесей, позволяющих получить игру полутонов в пределах самого крошечного осколка стекла.
  • Обработка тессера допускает любую поверхность – гладкую, блестящую, матовую, рельефную, колотую, пиленую и прочее. А это позволяет создавать игру цвета и тени за счет разницы фактур.
  • Смальту можно укладывать на сколь угодно неровные и криволинейные поверхности и даже скрывать за ней строительные дефекты.
  • Это один из самых долговечных материалов из ныне существующих. Известным сегодня римским мозаикам более 2 тысяч лет, но они ни на йоту не потеряли своей красоты и красочности.

Однако у этих достоинств есть и обратная сторона.

  • Использовать смальту для отделки всей стены особенно в большом помещении не рекомендуется. И дело даже не в том, что мозаика таких размеров будет утяжелять стену, а в том, что тессеры – осколки с острыми краями и представляют определенную опасность. Для оформления детской, например, да и вообще для жилища, где есть дети, отделка смальтой не допускается, уж лучше просто мозаика, или, например керамическая плитка на пол.
  • «Мертвая зона» для такого панно – 5 метров, так что при небольших размерах комнаты мозаика будет представлять собой очень небольшой фрагмент.
  • Трудоемкость – это тяжелый, требующий предельного внимания труд. К тому же здесь нужны художественные способности и чувство цвета. Соответственно, стоимость таких работ очень высока.
  • Смальта – дорогой материал и облицовка им ванной обойдется в изрядную сумму (в сравнении с керамической плиткой).

О том, как правильно колоть смальту, расскажет данное видео:

Цветовая гамма

Наиболее правильным выражением по отношению к выбору цветов для смальты будет сказать – бесконечный. В стекло при изготовлении добавляют неорганические красители любого рода, в том числе и люминесцентные, при этом часто сочетают разные соли и оксиды, чтобы получить самые удивительные оттенки. Кроме того, существуют и дополнительные способы обогатить цветовую гамму.

Различают несколько видов смальты.

  • Прозрачная – в состав исходного сырья входят разнообразные калиевые соли. Они придают оттенок материалу, но не влияют на его прозрачность. Секретов здесь множество: так, сера дает яркий синий цвет стекла, а в присутствии солей кадмия, которые сама по себе бесцветны, создает насыщенный желтый.
  • Опаловая или глухая – непрозрачный материал, где в качестве пигментов используют заглушающие вещества, наподобие триоксида сурьмы или оксида олова.
  • Жилистая или пятнистая – ее получают комбинацией исходного сырья разного оттенка. По глубине материала цвет может меняться, причем весьма заметно.
  • Золотая или серебряная – своеобразный триплекс, где между двумя кусочками стекла запрессовывается золотая или серебряная фольга. Цвет смальты определяется толщиной и пробой фольги. Так, раскатанное до прозрачности червонное золото просвечивает зеленым, а золото с добавкой меди становится розовым.

Производство продукции

Технология

смальтаТехнология изготовления смальты, на первый взгляд, проста и мало чем отличается от варки стекла. Однако в шихту для придания нужного оттенка добавляются оксиды металлов в разных сочетаниях. И вот здесь то и возникает главная сложность.

Сами по себе смальтоваренные печи несложны, поскольку температура процесса относительно невысока – 1000–1200 С, и, главное, не требуется особой точности в соблюдении температурного режима. А это означает отсутствие дорогостоящей аппаратуры по регулировке температуры и давления.

  • Исходное сырье заливают в емкости – отдельно для каждого оттенка и устанавливают в печь. Варка, как правило, занимает около 3–4 часов.
  • Затем смальту выливают на ровные чугунные доски и раскатывают специальными металлическими валиками.
  • Полученные неправильной формы «лепешки» распиливают на бруски, «блоки» или «блины».

Варка

Варка смальты – процесс почти такой же творческий, как и изготовление мозаики из нее.

  • Во-первых, рецепты цвета и дополнительных эффектов считаются секретом производства.
  • Во-вторых, при самом точном соблюдении технологии нет гарантии получения ровно такого же оттенка. К тому же имеет значение и последующая термическая обработка материала. Так, например, медь, добавленная в стекло, никак не окраску и прозрачность не влияет.

Но если изделие нагреть до температуры близкой к плавлению, начинает появляться розоватый оттенок. При дальнейшем нагреве цвет будущей смальты переходит в ярко-красный, а затем в коричневый. На последней стадии становятся видны вкрапления меди, и материал частично становится мутным. Этот эффект широко используют при изготовлении искусственных авантюринов, но чаще добавляют в сырье не медь, а хром.

Такое положение вещей делает очень соблазнительной идею изготовления, самостоятельной варки смальты для мозаики в домашних условиях своими руками. Известно, что многие художники-мозаичисты самостоятельно готовят для себя материал. Однако такое умение вырабатывается лишь годами опытов со стекловарной печью.

Несколько иначе выглядит процесс изготовления золотой смальты. В этом случае сначала выдувают стеклянные листы толщиной не более 1 мм и разрезают их на плитки по 100–200 кв. см.

На каждой плитке размещают фрагмент золотой фольги и устанавливают заготовки в специальную печь, где температуру повышают до размягчения, но не плавления стекла. Затем на каждую пластинку выливают жидкое стекло в таком объеме, чтобы при застывании оно образовало слой не толще 1 см. Потом плитку запрессовывают и отжигают.

О том, где купить смальту для мозаики и в какую стоимость, читайте ниже.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.