Чем разбавить масляные краски? Масляные краски для рисования

Вспомогательные средства для масляных красок
  • Связующие вещества
  • Разбавители масляных красок и лаков 
  • Лаки для живописи

Максимальное разнообразие вспомогательных средств произведено именно для масляных красок. Их можно разделить на три типа:


1. СВЯЗУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА

Связующие используются как обязательный компонент при изготовлении масляных красок, а также как добавка в готовые краски для разбавления, разжижения и увеличения текучести состава. Основными связующими при изготовлении масляных красок являются масла, которые при высыхании образуют пленку. Это льняное, маковое, сафлоровое, ореховое, конопляное, подсолнечное масла. Они отличаются скоростью высыхания, качеством пленки, цветом и тенденцией к пожелтению.

Самое популярное, льняное масло, отличается высокой скоростью высыхания, слабой тенденцией к пожелтению и способностью краски сохранять эластичность в течение длительного времени. При высыхании оно образует твердую, прочную, эластичную пленку, нерастворимую в органических растворителях.

Маковое или сафлоровое масло высыхают медленнее, и они лучше сочетаются со светлыми тонами красок. При высыхании они образуют более мягкую пленку, частично растворимую в органических растворителях.

Виды масла

Виды/ Особенности

Время высыхания

Пленка

Тенденция к пожелтению

льняное

1.Отбеленное, рафинированное

2.Уплотненное №1 и №2

Используется и как связующее, и в составе «Тройников», вязкое

5-6 суток

образует твердую, прочную, эластичную пленку, нерастворимую в органических растворителях

Тенденция к пожелтению

маковое

Не рекомендован для создания «Тройников», только как связующее

7-8 суток

Образованная пленка менее прочная и эластичная, чем у льняного масла

Практически не желтеет.

сафлоровое

Только как связующее

7-8 суток

Образованная пленка менее прочная и эластичная, чем у льняного масла

Практически не желтеет.

Масло также используется для изготовления эмульсионных грунтов и масляных лаков. Введение масла замедляет скорость полимеризации.

— Что такое «масло рафинированное»?

Рафинированное, то же самое, что и очищенное. Это значит, масло прошло специальную обработку для удаления веществ, которые влияют на качество масла при длительном хранении, то есть масло «не прогоркает», не окислиться. 

Для того, чтобы убрать природную желтизну масла, проводят отбеливание. Чтобы сделать масло более густым, вязким, увеличить его скорость полимеризации (затвердения), масло уплотняют (прокачивают кислородом — оксидируют). 

Таким образом:


2. РАЗБАВИТЕЛИ МАСЛЯНЫХ КРАСОК И ЛАКОВ

Разбавители масляных красок и лаков служат для уменьшения вязкости красок в процессе работы, а также используются для очистки кистей, палитр и других инструментов.

Для живописи маслом используются разбавители двух видов:

1. Терпены – углеводороды природного происхождения (терпентин, пинен, скипидар). Имеют разные названия, т.к. производятся из различных пород сосен. Это продукт очистки вытяжки из сосны от «смолы»

2. Уайт-спирит – углеводороды нефтяного происхождения.

Как правило, их компонуют между собой, создавая различные вариации разбавителей.

Российские производители предлагаются четыре основных номера-наименования разбавителей масляных красок, определяемых по составу и способу производства.

Разбавитель №1смесь живичного скипидара и уайт-спирита в соотношении 1:1.

Применяется для разбавления масляных красок, рельефных паст.

Разбавитель №2уайт-спирит.

Применяется как разбавитель красок студийного уровня, различных паст и как очиститель кистей, палитр и других инструментов. Для разведения лаков этот разбавитель не применяется, так как у него низкая растворяющая способность.

Разбавитель №3 — уайт-спирит очищенный.

Применяется для разведения художественных масляных, алкидных красок и рельефных паст, смывания красок с полотен, палитры и мытья кистей. Отличается от №2 тем, что не имеет запаха.

Разбавитель №4 – пинен. Основной разбавитель художественных красок и лаков. Является растворителем для смол при изготовлении художественных лаков.

Также есть Разбавитель «Тройник» — это раствор льняного масла и лака в скипидаре. Применяется для разбавления художественных красок и лаков. Действие Тройника: Лак и масло нейтрализует потерю связующего из краски (на «тянущих» грунтах), сохраняя тем интенсивность цвета.

Наименование

Состав

Назначение

Разбавитель №1

Живичный скипидар + Уайт-спирит

Разбавитель красок + Очиститель

Для разбавления лака не пригоден.

Более сильные растворяющие способности, чем у №2/ 3/ 4

Разбавитель №2

Обесцвеченный Уайт-спирит

Разбавитель красок + Очиститель

Для разбавления лака не пригоден.

Разбавитель №3

Уайт-спирит очищенный

Разбавитель красок + Очиститель (без запаха)

Для разбавления лака не пригоден.

Разбавитель №4

Пинен

Разбавитель красок + Разбавитель лаков, но не Очиститель

Разбавитель «Тройник»

Льняное масло + Смола + Скипидар

Разбавитель красок + Разбавитель лаков, но не Очиститель+Лак для лессировок

Зарубежные производители также предлагают большой выбор разбавителей. Основное назначение того или иного разбавителя вынесено в название: Медиум для увеличения текучести; Медиум для увеличения прозрачности, Растворитель масляных красок.

Каждый из производителей рекомендует использовать с произведенными им красками именно его вспомогательное средство. Только тогда он гарантирует заявленный результат.

— От применения разбавителя краски осветляются?

Да, действительно, разбавители осветляют некоторые краски, но после испарения разбавителя краски опять приобретают свойственный им цвет.

— Разбавители токсичны?


3.  ЛАКИ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

В технике масляной живописи существуют четыре группы лаков, различающиеся по своему назначению:

  1. Лаки для живописи

Это раствор смол в пинене; исключение – копаловая смола, растворенная в льняном масле. Как добавка к масляным краскам используются следующие лаки: Мастичный, Даммарный, Копаловый, Кедровый, Пихтовый. Они улучшают оптические свойства краски, способствуют лучшей связи между грунтом и красочным слоем и между отдельными слоями многослойной живописи, придавая им твердость и эластичность. Произведения, исполненные на этих лаках, будут отличаться почти полным отсутствием пожухания.

  1. Межслойные/ Ретушные лаки 

Это раствор смол в активном растворителе. Применяется в качестве промежуточного слоя для предотвращения жухлости и усиления адгезии красочных слоёв. Их задача – освежить работу, создать эффект сырой краски. Состав – масло + лак + растворитель. Например, льняное масло + копал + пинен.

  1. Лаки для лессировок

Это раствор смол в сильно уплотненном масле. Образует НЕобратимую пленку при высыхании. Применяется для изоляции одного живописного слоя от другого, для создания лессировок. Это может быть копаловая смола в льняном масле. Разбавитель «Тройник» (раствор льняного масла и лака в скипидаре) за счет присутствия в нем масла, также является лаком для лессировок.

 

  1. Лаки для покрытия поверхности (лаки покрывные)

Это раствор смол в пинене. Образуют обратимую пленку при высыхании. Применяются для покрытия живописной поверхности в консервационных или защитных целях. Бывают глянцевыми, матовыми или полуматовыми (с добавлением воска или иных матирующих веществ). Называются «Покрывной» — для живописи и «Фиксатив» — для графики.

Свойства

Мастичный

раствор смолы в пинене

Склонен к пожелтению

Даммарный

раствор смолы в пинене + этиловый спирт

Гигроскопичен => возможно помутнение лаковой пленки от влажности

Копаловый

раствор смолы в льняном масле + пинен

Темного цвета. Растворенный в масле используется как лак для лессировки

Кедровый

раствор смолы в пинене или скипидарe

являются хорошими заменителями Даммарного лака. Из них получается отличный Тройник (добавить пинен и масло).

Пихтовый

раствор смолы в пинене или скипидарe

Акрил-фисташковый

раствор смол в пинене + уайт-спирите + бутиловый спирт

Сохнет дольше Мастичного. Обладает большей эластичностью и прочностью, чем Мастичный и Даммарный

У западных производителей большинство выпускаемых лаков – акриловые. Это покрывные универсальные лаки, подходящие для всех видов живописных слоев, в том числе и для масла.

— Мне нужно, чтобы масло стало более жидким. Что посоветуете?

Маслом для разжижения красок нужно пользоваться не как разбавителем, а только в виде добавки, очень ограниченно – только при лессировках или нанесении тонких красочных слоев. Иначе краска может начать «сползать» под собственным весом по картине.

При работе с медленно сохнущими красками от использования чистого масла следует отказаться. Рекомендуется работать смесью художественного масла с лаком (даммарным или мастичным), или только разбавителем.

— У меня пожух красочный слой. Что посоветуете? Чем можно восстановить?

Надо протереть живописный слой Ретушным лаком, или Тройником или уплотненным льняным маслом №1 и №2.

Акриловый, Даммарный, Кедровый, Пихтовый лаки – все живописные лаки.


4. ЗАМЕДЛИТЕЛИ И УСКОРИТЕЛИ ВЫСЫХАНИЯ

Замедлители и ускорители высыхания добавляются в масляную краску перед нанесением на основу.

Классические средства ускорения высыхания масляных красок носят название сиккативы. По своему составу они различны, но все обладают свойством ускорения полимеризации жирного масла.

Замедление высыхания масляных красок

Замедляют высыхание некоторые растительные эфирные масла: розмариновое, лавандовое и гвоздичное. Разработаны и специальные химические составы для замедления высыхания масляных красок.

Ассортимент разбавителей, растворителей, загустителей и масел для живописи, представленный в магазине «Передвижник», очень разнообразен. Рекомендуем продукцию отечественных производителей:

  • Завод художественных красок «Невская палитра» (г. Санкт-Петербург)
  • «Гамма» (г. Москва)
  • «Таир» (г. Санкт-Петербург)

Европейских производителей:

  • «Schmincke» (Германия)
  • «Daler-Rowney» (Великобритания)
  • «Maimery» (Италия)
  • «Royal Talens»  (Нидерланды) и других.

Чтобы разобраться в тонкостях свойств того или иного медиума производитель составляет сводную таблицу. Например, так выглядит таблица медиумов Schmincke, Германия:

Разбавитель для масляной краски играет одну из важнейших функция в живописи. Ведь в масляных красках не все так просто как в акварели, гуаши или акриле, где для разбавления используется обычная вода. Разбавители для масляных красок разные и обладают разными функциями и свойствами.

 

В художественном магазине Вы видели много баночек с разбавителями, но какой лучше выбрать? Прежде всего, давайте разберемся, какие они бывают:

разбавитель, растительное масло, лак, двойник, тройник.

Разбавитель.

разбавитель для масляных красок

Разбавителем называется жидкость, представляющая собой некий растворитель для масляных красок. Состоит из скипидара, уайт-спирита, пинена. Они отличаются между собой по номерам (это обусловлено составом). Разбавителями можно не только разбавлять краски, а также чистить и отмывать кисти после рисования или мыть палитры.

Разбавитель – растительное масло.

Масло для масляных красок

Масло является одним из самых старых разбавителей для художественных красок. Ведь ещё в далекие времена масляные краски разбавлялись именно маслом. Масляные краски и название взяли свое от масла, так как цветной пигмент просто перетерт с растительным маслом. Масло для масляных красок бывает из семян льна, мака, конопляное масло, масло грецких орехов или подсолнечника.

Разбавитель – художественный лак.

лак для масляных красок

Лак для красок – это смола, разбавленная в растворителе. Лак помогает в написании картин, делает структуру краски более плотной: после высыхания краска держится крепче, чем после чистого разбавителя или масла. Также, использование лака делает краски ярче и придаёт блеск, позволяет избавиться от такого неприятного качества как «прожухлости» в картине. Лаки часто добавляют в разные разбавители для масляных красок и делают из них разбавители «двойник» и «тройник». В масляной живописи используют такие лаки: мастичный, даммарный, копаловый, кедровый, пихтовый.

Разбавитель «двойник».

разбавитель двойник

Двойником в масляной живописи называется разбавитель, который состоит из двух компонентов. Художественный лак + масло, которые смешивают в порциях: ~ 1 часть лака + 2-3 части растительного масла.

Разбавитель «Тройник»

разбавитель тройник

«Тройник», как вы наверняка догадались, – это «двойник», в который добавили третий компонент – этот разбавитель. И его состав такой: художественный лак + растительное масло + разбавитель. Всё смешивается в разных объемах. Это и есть классический, художественный тройник.


От себя хочу сказать:

Художники часто выбирают разбавитель в зависимости от поставленной цели.

Если картина будет написана быстро, то могут использовать чистый разбавитель. Он очень быстро высыхает на холсте и тем самым ускоряет высыхание краски (тонкий слой краски с чистым разбавителем сохнет даже за пару часов).

Если разбавлять масляные краски растительным маслом, то картина будет сохнуть долго (в зависимости от масла и поры года 3-5 суток).

Тройник и двойник помогут получить что-то среднее. Опытные художники делают их сами, и понимая, какая нужна скорость высыхания картины, могут изменять количество того или иного компонента в тройнике. Картины, написанные на таких разбавителях, сохнут 2-4 дня.

Выбирая чистый разбавитель для масляной краски, советую выбрать без запаха. Разница в цене не столь велика, а вот удовольствия будет гораздо больше.

Самое чистое масло для красок, которое я видел, это маковое – очень прозрачное.

Если возьмете лак для разбавителя, то кедровый и пихтовый обладают очень приятным хвойным ароматом.


Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.