Краска для радиаторов отопления: выбор, порядок действий, типы красок и технология использования

Время от времени нужно приводить радиаторы в нормальный вид. Это связано не только с эстетичностью, но и с тем, чтобы продлить срок службы. В продаже немало видов лакокрасочных материалов. Но краска для радиаторов отопления без запаха самая удачная. У нее масса преимуществ. Она выпускается от разных производителей.

При покупке надо обращать внимание на состав и лучше выбирать известные бренды. Большое значение имеет материал, из которого сделан радиатор. Надо учесть то, каким материалом был он покрыт ранее до ремонта. Некоторые типы красок нельзя наносить без предварительной обработки поверхности.

Виды красок

Краски для радиаторов выпускается в разном виде. Они предназначены для покраски разного металла. Одни пригодны для наружного применения, другие только для внутреннего. Какие средства лучше, хуже, новичку, который впервые решил сделать ремонт своими руками сразу не понять.

Есть основная классификация красок. Краска для радиаторов отопления бывает:

  • в виде эмали;
  • алкидной;
  • акриловой;
  • специальной.

Эмаль

Данный тип используется для покраски труб очень редко. Минусы в следующем:

  • нельзя использовать при высоких температурах;
  • неприятно пахнут, причем запах въедливый, приходится проветривать помещение несколько дней.

Есть ряд плюсов:

  • ассортимент богат;
  • доступная цена.

Эмали лучше не использовать для покраски батарей. Их чаще используют для наружных работ, покраски стен.

Акриловая

Такая краска для радиаторовшироко используется. Ее особенность в том, что после высыхания поверхность напоминает пластик.

Главное отличие в том, что материал без запаха. К преимуществу относится и то, что очень быстро сохнет. По истечению 1,5-2 часов поверхность труб будет уже сухой. Но наносить такую краску нужно на подготовленную поверхность. Сначала радиатор обязательно нужно прогрунтовать. Красится поверхность в несколько слоев.

Плюс в том, что при нанесении краска не тянется за кисточкой. По консистенции напоминает сметану. Она не растекается.Хорош материал тем, что если работу решил сделать своими руками новичок, то ему не будет сложно.

Для заметки! Акриловый красочный материал хороштем, что его можно наносить даже на горячую трубу. На качестве покраски никак не отразится. Но нужно обратить внимание, поверхность должна быть сухой. Попадание влаги недопустимо.


Как у всех материалов у нее есть минусы. Это невысокая адгезия. Через 2-3 года краска начинает осыпаться, но этот материал лучше подходит для батарей отопления, чем эмаль.

Алкидная

Данный тип приемлем для радиаторов. Краска термостойкая. После высыхания образуется ровный приятный глянец. В составе имеется уайт-спирт, поэтому неприятно пахнет. Запах устойчивый и сохранятся на протяжении нескольких дней.

Отличается высоким качеством. Срок эксплуатации длительный. Прекрасно переносит как высокую, так и низкую температуру.

Минусы:

  • слишком долго сохнет;
  • неприятный запах.

Надо помнить! При перегреве даже при полном высыхании красочного материала, запах может снова появиться.

Специальная

Предназначена для определенного вида поверхности. Каждый тип имеет специфические признаки. Изготовленная для радиаторов, не пахнет и быстро сохнет. Нанесенный слой моментально сцепляется с поверхностьютруб. Минус в высокой стоимости. Но все преимущества краски перекроют этот недостаток.

Специальная

Предназначена для определенного вида поверхности. Каждый тип имеет специфические признаки. Изготовленная для радиаторов, не пахнет и быстро сохнет. Нанесенный слой моментально сцепляется с поверхностьютруб. Минус в высокой стоимости. Но все преимущества краски перекроют этот недостаток.

Выбор краски

Подбираются красочные материалы в зависимости от того, из чего сделаны радиаторы. Для их изготовления используются разные металлы, сплавы. Поэтому надо обращать внимание на следующее:


  1. Для чугунных труб хороши эмали. Перед тем, как приступить к покраске отопление надо обязательно отключить. Это делается потому что, при высокой температуре красочный материал высохнет быстро, но моментально начнет морщиться. Кроме этого на поверхности труб образуются пятна. Если по каким-либо причинам нет возможности выключить отопление, то тогда краску наносить очень тонким слоем. Лучше использовать разбавитель.
  2. Алюминиевые, стальные, биметаллические радиаторы выпускаются уже с обработанной поверхностью. Она покрыта защитным порошковым средством. Из-за этого покрасить вновь очень сложно. Перед нанесением краски потребуется почистить поверхность шлифовальной машинкой. Выбирать следует алкидную эмаль или акрил.

Покраска радиаторов

Даже если краска для радиаторовподобрана правильно, материал качественный, но если произвести покраску не соблюдая основных технологических требований, радиатор будет выглядеть не на высоком уровне. Особенно важно изучить технологические правила тем, кто впервые планирует произвести покраску своими руками.

Сначала нужно подготовить радиатор к покраске. Для этого выполняется следующее:

  1. Радиатор подготовить к покраске. Хорошо отмыть мягкой тряпкой, ершиком и обязательно с моющим средством.
  2. Провести обезжиривание. При помощи наждачной бумаги удалить все неровности с поверхности.
  3. Удалить старое покрытие и обработать места, подвергающиеся коррозии специальным составом.

Когда радиатор подготовлен, можно приступать к покраске. О том, как покрасить батарею отопления, рассказано ниже. Она выполняется следующим образом:

  • отопление отключить, если не получается, то краску развести, чтобы можно было нанести тонким слоем;
  • наносить краску сверху вниз, чтобы не было нежелательных подтеков;
  • обязательно прокрасить все трудоемкие места, там, где обычной кисточкой не достать воспользоваться надо специальной для труб. Она отличается изогнутой формой;
  • нанести лучше два-три тонких слоя, но перед тем, как приступить к нанесению последующего слоя, нужно дождаться, чтобы первый хорошо высох.

Иногда для покраски труб используют баллончики, валики. Ими можно работать, когда уже прокрашены труднодоступные места. Для удобства можно снять радиатор с петель и покрасить. Если это возможно.

Важно! Даже если для покрытия используется краска без запаха, окна все равно надо открыть. Всю работу нужно делать в перчатках.


Немного полезных советов

Выбирая краску надо учитывать тип помещения. Если место общественное, офис, то использовать можно дешевые материалы. Когда ремонт производится в  городскойквартире, то обязательно нужна краска без запаха и особенно это важно, если ремонтная работа планируется в детской комнате.

Многие для покраски труб используют обычные красочные материалы, которые предназначены для работы с полами, стенами, потолком. Это не из лучших вариантов. Они не пригодны для использования при высоких температурах, поэтому быстро растекаются и на поверхности приобретают желтоватый оттенок.

Если выбирать приходится между глянцевыми и матовыми красочными материалами, то надо брать во внимание тот факт, что блестящее покрытие всегда привлекает внимание и будут видны все недочеты, неровности и другие недостатки радиатора. Матовое светлое покрытие быстро станет серым, потому что в пористых структурах копится грязь.

Чаще предпочитают выбирать красочный материал для радиаторов белого цвета. Это уже неактуально. Раньше не было такого изобилия материалов как сейчас. Белые радиаторы красиво смотрятся только в помещениях, где стены сделаны в светлых тонах. Лучше цвет краски выбирать под цвет стен, всего помещения.

Зная все виды красок, их особенности и правила нанесения, осталось только приступить к работе. Главное, чтобы работа выполнялась с хорошим настроением, и тогда проведенный ремонт долго будет радовать эстетичным видом.

Подбираем краску по ее характеристикам


Перед покупкой определитесь с цветом и фактурой краски. Фактура может быть глянцевой, полуматовой или матовой, молотковые краски маскируют все дефекты, не требуют грунтовки, наносятся на ржавчину.

Кроме составов в банках, эмали выпускают в виде аэрозолей, значительно ускоряющих покраску.

Основные требования к окрасочным составам для радиаторов:

  • Термостойкость. Должны выдерживать температуру не менее 80 °C, краски, не отвечающие этому требованию, желтеют, отслаиваются, покрытие трескается.
  • Экологичность. Состав не должен выделять токсичных веществ или неприятного запаха.
  • Хорошая адгезия – прочное сцепление красочного слоя с основанием.
  • Высокая теплопроводность – покрытие не должно препятствовать теплообмену.
  • Влагостойкость – состав должен выдерживать мытье или протечку в системе отопления.
  • Устойчивость к механическим повреждениям.

Чем красить: виды эмалей для чугунных батарей отопления

Термостойкие эмали для чугунных батарей выпускают на основе смол (алкидных, акриловых, силиконовых), водных дисперсий (акриловых и силиконовых), существуют также порошковые краски, но их применение требует специального оборудования, покраска производится в заводских условиях.


Для окрашивания на дому своими руками популярны акриловые составы (водорастворимые или на органических растворителях) и алкидные.

Алкидная

Эмали на алкидной основе содержат пигменты, специальные добавки, разбавитель – пентафталевый или глифталевый лак. Распространенная алкидная эмаль – пентафталевая ПФ-115. Составы доступны по цене, обладают хорошей укрывистостью, долговечны, износостойки, имеют широкую гамму цветов.

фото 3

Фото 1. Алкидная эмаль для чугунных радиаторов отопления с эффектом пластика от производителя «Текс».

Недостаток эмалей – длительность сушки и неприятный запах, сохраняющийся в помещении несколько дней, может появиться при высокой температуре теплоносителя, безвредной эмаль не назовешь.

Водно-дисперсионная акриловая

Акриловая эмаль на водной основе быстро сохнет, красочный слой получается гладким, ровным как пластик. Она не имеет запаха, не горит, безопасна и экологична, обладает высокой адгезией к металлу.

Недостаток акриловых водно-дисперсных эмалей – неустойчивость к абразивам (поверхность нельзя очищать порошками).


фото 4

Фото 2. Акриловая глянцевая эмаль для чугунных батарей ПРОФИ ВД-АК-1179 быстро сохнет и не оставляет запаха.

Акриловая с растворителем

Кроме акриловой смолы в состав входят пигменты, присадки и растворитель – уайт-спирит. Эмаль образует прочное и устойчивое покрытие, краску можно наносить на поверхности, обработанные ранее акриловым или алкидным составом. Слой прочный, не желтеет со временем.

Недостатком можно назвать неприятный запах и длительность сушки – покрашенная поверхность сохнет около 8 часов, второй слой наносят через сутки.

Как правильно покрасить батарею своими руками

Если производителем в инструкции не указана возможность нанесения состава на старую краску, то радиаторы требуют предварительной промывки, очистки от старого красочного слоя, затем грунтования и окраски в 2 слоя.

Работы ведут в защитных очках, респираторе и перчатках.

Протирка радиатора

Кистью или пылесосом удаляется накопившаяся пыль, мелкий мусор.

Моющим средством тщательно промывают все внутренние и наружные поверхности.

Удаляют старый красочный слой одним из 3 способов:

  • смывают химическим составом;
  • удаляют механически с помощью дрели и специальных насадок – щеток;
  • размягчают старую краску строительным феном или горелкой, снимают шпателем.

Удаление старой краски

Химические составы для удаления старой краски (смывки) выпускают в виде жидкости или аэрозолей.

Размягченный красочный слой снимают шпателем, подойдет и тряпка. Удаление краски без размягчения делают при помощи дрели с насадкой-щеткой с металлическими зубьями. Отчистив старую краску, поверхность обеспыливают: вручную – кистью, щеткой или пылесосом.

Ошкуривание поверхности

Поверхность радиаторов ошкуривают до металла. Эту работу можно выполнить вручную, наждачной бумагой, но быстрее и качественнее бывает очистка с помощью шлифовальной машинки.

Обеспыленную поверхность обезжиривают, если планируется покраска алкидными составами – бензином или уайт-спиритом, при окраске акрилом – ацетоном.

Грунтовка

Перед грунтованием изъяны, крупные неровности шпаклюют. Применяют шпаклевку по металлу, рассчитанную на высокие (от 80 °С) температуры (эпоксидную, автомобильную). Высохший слой ошкуривают, обеспыливают и обезжиривают.

Грунтовку подбирают в соответствии с краской. Некоторые производители разрешают вместо грунта использовать разжиженную водой или растворителем краску (5% от объема). Подробно этот момент должен быть описан в инструкции к краске.


Окрашивание

Чтобы правильно покрасить батарею, нужны кисти-флейцы: средней ширины с прямой ручкой и узкая с изогнутой ручкой.

Загрунтованное металлическое основание практически не впитывает краску.

Поэтому, чтобы избежать потеков, на кисть набирают немного краски, тщательно распределяют ее по поверхности тонким слоем.

Баллон с аэрозольной краской держат вертикально на расстоянии 30 см от поверхности, наносят состав зигзагообразным движением.

Последовательность окрашивания – тыльные поверхности сверху вниз, затем верх, боковые и внутренние части, в последнюю очередь – лицевую сторону и низ батареи.

Второй слой краски наносят по просохшему первому слою.

Полезное видео

В видео даются рекомендации по правильному подбору краски для батарей, описывается, как можно равномерно покрасить радиатор.

Заключение: дадим чугуну вторую жизнь

Дать вторую жизнь радиатору просто – своими руками, соблюдая технологию, при помощи красок из старого невзрачного прибора вы сделаете его неотличимым от нового.


Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.